ГЛАВНАЯ
НОВОСТИ
АФИША
СТИХИ
КНИГИ
ЭССЕ
ВИДЕО
ЗВУК
ФОТО
ПРЕССА
БИОГРАФИЯ
Интервью Дмитрия Воденникова (данное по выходу книги «Черновик»).

Вопросы задает Ольга Хохлова.


Он редко бывает на тусовках. Редко появляется в праздном обществе. Кажется, его проще встретить в очереди за хлебом, чем в литературном салоне. Но сама мысль, что его можно встретить в очереди — кажется невозможной.

Он всегда — на грани, на острие, на самом краю. Во всей своей — не беззащитности, но — незащищенности. Он очень сильный — потому что сам выбирает слабость. Это его собственная, активная слабость — перед жизнью, перед событием, перед всеми нами, перед вами лично.

Его слова — понятны, они даже конкретны. Его слова обжигают. Они порождают любовь; они порождают нелюбовь. Он подставляет нам правую щеку — и равно удивляется и пощечинам, и поцелуям.

При всей своей редкости — он — чрезвычайно открытый человек. Практически публичный. О нем многое знают, многое говорят. Его мало кто видит, но он — всегда на виду. Он живет — словно в стеклянном доме — ни от кого не скрываясь, ничего не тая. При этом — он — чрезвычайно закрытый человек. Чрезвычайно одинокий. О нем — никто, ничего — не знает. О нем мало что известно.

Как это получается? Как это получается у него? И как это получается у нас?


ЕГО ИМЯ — ДМИТРИЙ ВОДЕННИКОВ.


Что сейчас происходит в Вашей жизни, Дмитрий? Вами интересуются, у Вас — множество читателей, Вы — культовый поэт, Ваши книги — вопреки всеобщему охлаждению к поэзии — раскупаются. Вот это всё — как-нибудь отражается на Вас — лично?

Я не знаю, зачем меня читают. Я бы даже сказал: не знаю кто. Зачем им это? Единственное, что мне известно, что с каждым годом читателей становится все больше и больше. «Мужчины тоже могут имитировать оргазм», как выяснилось, постоянно допечатывается (причем — за моей спиной, но это обычная история). «Вкусный обед для равнодушных кошек» разошелся. В живом журнале — подписчики дневника растут.
Только — зачем?..

Я понимаю, что, наверное, это мой личный вопрос, мой собственный тупик, кризис: все-таки мне 37 лет. Но как ни крути — тот мир, который меня окружает, должен меня отторгать. А он как будто принимает: только неловко и мне, и миру. Зачем им то, о чем говорю я? Зачем я что-то всем говорю?

Я пишу болевые, пронзительные вещи — на подкладке счастья. Но вот сегодня я оглядываюсь и понимаю, что всё это, наверное, смотрится дико на общем фоне.
Как Рената Литвинова в хозтоварном. То есть, конечно, и там — всё смешно и больно одновременно (а я люблю когда всё одновременно). Но мне-то это зачем? Только ощущение своей собственной неуместности. Это как если бы чудовище из фильма «ЧУЖОЙ-123» (ведь они же когда-нибудь снимут этогого 123-его чужого?) вдруг посмотрел бы через экран на людей, сидящих в креслах и едящих чипсы. Вот интересно, что бы все участники этого неожиданного взгляда через экран — и с той, и с другой стороны — одновременно почувствовали?

Я думаю: только неловкость.
И стыд.
И чужому было бы стыдно, и зрителям.

Вот мне и стыдно. Это мое основное чувство последнего времени.


То есть Вы чувствуете себя чужим среди людей? И как же с этим живется?

Важно — не смиряться (одна из моих основных черт). Вот я делаю программу с Максом Фраем на Радио России... Мне больше всего нравится, когда мы озвучиваем мысль (через приглашенного гостя или через чужую цитату), что если человек плохо говорит о мире — это значит, что прежде всего он плохо говорит о себе. Собственно, это единственная мысль, которую мне нравится повторять.

И еще о словах... У меня был довольно забавный эпизод. Мой близкий знакомый очень не любит слово «говно». Если так называть человека, разумеется, а не само слово, типа собачье говно. Нет, к собачьему он относится вполне терпимо, даже уважительно. Но когда так называют человека (даже в шутку) — не выносит. Причем серьезно… Для него это табуировано. Имеет обоснование. Так вот однажды из дикого собственного барства я произнес ему это слово (специально притянув его, послушного — а мне многие послушны — за воротник, как ребенка, да так чтоб его ухо было точно напротив моих губ) ровно 15 раз. Типа: говно ты, говно, говно, говно. На следующий день я прочел в интернете запись у какого-то поклонника: «и все-таки воденников — говно». Хотя я не давал этому неизвестному мне юзеру на это никаких оснований.

Так что слово овеществилось.
Хорошо, что хоть еще не кучкой у двери.
Ситуция, разумеется, анекдотическая.
Но совершенно ясная.

К слову о воплотившемся слове. Сейчас конец августа и «Пушкинский фонд» только что выпустил Вашу новую книгу. О чем она?

«Черновик» — это книга о том, как я всё начинаю заново.
Черновик в прямом смысле этого слова. Я собрал там самые важные старые и новые стихи. Выписки из своего потаенного дневника. Чужие письма.
Потому что того, прежнего воденникова (как бы он кому ни нравился) уже не будет.
Следующая моя книга будет — о счастье.
Я больше не хочу смотреть на мир с попкорном в руке. Даже через белый экран.
Это пусть ОН на меня смотрит.
Пока не надоест.


Вы редко появляетесь на публике, словно нарочно избегая её. И тем не менее — Вы постоянно на виду — ведете сетевой журнал, общаетесь с людьми, в том числе — с малознакомыми людьми. Говорите с ними о личном. Зачем?

Понимаете, надо было опять осознать, что зона живого смысла ушла — из толстых журналов, из телевидения, из центральных газет, из престижных премий, из зала тусовок (впрочем, туда я вообще никогда не ходил, но речь же не обо мне), из авторских колонок, и авторских передач.


Есть такое понятие «открытые блоги», электронные дневники.
Раньше были дневники Шелли, Байрона, потом Марины Цветаевой, потом Анны Франк
(девочки спасавшейся от фашистов в нидерландском подполье),
а вот теперь наши —
открытые всем ветрам: простые, загадочные, тупые, как лопухи у дороги...
Вот девушка пишет: о как я хочу уехать отсюда! —
а потом узнаешь, что это была ее последняя запись
(ее вроде изнасиловали и убили),
а вот уже взрослая женщина пишет,
вспомная свое детство в советской больнице (ей нет еще 40):
«..я подошла к ней ночью и положила ей на лицо подушку,
потому что это был мой единственный выход
так как я не могла больше терпеть их унижения и побои,
но я и теперь ни о чем не жалею» —


но всё не так страшно (как же не страшно?),
чаще смешно, вызывающе, неинтересно...


Долгое время — живой журнал был для меня той зоной живого смысла. Дело в том, что это стояние посреди людей (взаимно заинтересованных в друг друге) позволяет тебе чувствовать жизнь как она есть. Не впадать в цветочное слабоумие. Потому что поэт — это не то, кто пишет. А тот, кто живет.


Но, предположим, что однажды жизнь уйдет и из живого журнала... Что будете делать дальше?

Ну, а когда и эта зона тоже станет мертвой, то тогда надо будет придумать (услышать из воздуха), почуять еще что-нибудь. Какой-то новый адрес, новое имя, новое направление.
Как Мэрри Поппинс, котороя ждала попутного ветра, как Иван-Царевич на сером волке, как любой герой (потому что героическое — это всегда действие, и чаще всего именно уход).

Что «новое» будет дальше — я не знаю. Но уходить НАДО. Всегда надо уходить. От женщин, мужчин, стихов, бывшей компании. В идеале — от самого себя. Потому что самое главное для человека — это умения правильно слышать себя и жизнь. Не ее и твою сиюминутность, а какое-то ваше совместное с ней кристаллическое переобразование. Или ее утекание. Исход на новые пастбища. Ведь поэт — это же не Кулибин. И не велосипедист. А всего лишь животное. И он всегда уходит туда, где есть новые ареалы обитания алой крови и свежей плоти. За новой добычей. Тоже ушедшей туда. Ну, или за новой травой. Если уж ты — такой травоядный.


... Мы стоим на апрельской горе — в крепкосшитых дурацких пальто,
Оля, Настя и Рома, и Петя и Саша, и хрен знает кто:
с ноутбуком, с мобильным, в березовой роще, небесным столбом,
с запрокинутым к небу прозрачным любимым лицом
(потому что все люди — с любимыми лицами — в небо столбы).
Я вас всех научу — говорить с воробьиной горы.



Виртуальный клуб поэзии - ctuxu.ru - поэтический форум  
Дмитрий Воденников ©     Идея сайта, создание и техническая поддержка - dns и leo bloom     Дизайн - kava_bata