Прошу обратить внимание на то,
что я ничего не пишу о своей повседневной жизни,
а лишь о мгновениях мистического потрясенья,
которые мне довелось пережить.
В молодости мне говорили, что я хороша,
я этому верила,
потом говорили, что я умна,
я этому верила тоже,
теперь же мне говорят,
будто бы я святая,
но этому я не поверю уже никогда.
Господи, всю свою жизнь
я хотел быть проституткой
или по крайней мере быть абсолютным монархом
вместо этого
про меня написали десяток статей
(www.levin.rinet.ru):
«Очищение возвышенным криком»
«Буйный цветок неокрепшего неомодерна»
«Словосубъект в полифоническом тексте»
и даже
«Новая искренность, новая чувственность, новое слово».
Господи, на что ж ты потратил
мою бесценную жизнь.
что я ничего не пишу о своей повседневной жизни,
а лишь о мгновениях мистического потрясенья,
которые мне довелось пережить.
Юкио Мисима
В молодости мне говорили, что я хороша,
я этому верила,
потом говорили, что я умна,
я этому верила тоже,
теперь же мне говорят,
будто бы я святая,
но этому я не поверю уже никогда.
Святая Тереза
Господи, всю свою жизнь
я хотел быть проституткой
или по крайней мере быть абсолютным монархом
вместо этого
про меня написали десяток статей
(www.levin.rinet.ru):
«Очищение возвышенным криком»
«Буйный цветок неокрепшего неомодерна»
«Словосубъект в полифоническом тексте»
и даже
«Новая искренность, новая чувственность, новое слово».
Господи, на что ж ты потратил
мою бесценную жизнь.
Дмитрий Воденников
Тема
И то, что о себе не знаешь,
и то, что вглубь себя глядишь,
и то, чем никогда не станешь,
всё перепрыгнешь,
всё оставишь,
всё победишь.
Рема
Я падаю в объятья словно плод,
в котором через кожицу темнеет
тупая косточка
но как она поёт,
но как зудит она,
о, как болит,
болеет,
теряет речь,
не хочет жить, твердеет
и больше никого не узнаёт.
Голос
О, как бы я хотел,
чтоб ктонибудь
всё это мог себе, себе присвоить
а самого меня перечеркнуть,
перебелить, преодолеть,
удвоить,
как долг забыть,
как дом переустроить,
как шов, как жизнь, как шкаф перевернуть...
Но
личной жаждой,
собственным покоем,
одной (всего одной!)
попыткой
чьейнибудь.
Первое и последнее
стихотворение с автоэпиграфом,
от которого бы я с удовольствием отказался
(но не могу)
Вот такие
пришли продувные дни,
вот такой синячок подкожный,
так что ты не стесняйся,
давай, рискни.
Это раньше со мною
нельзя, нини.
А теперь со мной можно, можно.
пришли продувные дни,
вот такой синячок подкожный,
так что ты не стесняйся,
давай, рискни.
Это раньше со мною
нельзя, нини.
А теперь со мной можно, можно.
Средь мародёров, трусов и стыда,
среди осин, уже пропахших местью,
я буду жить (и проживу) всегда
образчиком позора и бесчестья,
защитником свободы и добра.
Но в мельтешенье лиц, имён и зим,
но в сём дрожанье из листвы и света:
что будем делать
с одиночеством моим?
что с одиночеством своим я буду делать?
Всё обостряется в период катастроф,
и вот теперь средь клеветы и трусов:
будь, будь готов да я всегда готов
к твоим, о Господи, ударам и укусам.
Но в трепыханье света и ещё
какихто листьев
быстрых, жёлтых, белых
мне холодно (как никогда ещё),
и с этим ничего нельзя поделать.
Список посвящений
Николаю Охотину, Валерию Ненашеву, Татьяне Райт,
за то, что любили меня
Светлане Ивановой, Владимиру Губайловскому, Александру Уланову,
за то, что учили меня насчёт этого не обольщаться
Владимиру Путину, Джорджу Бушу и бен Ладену,
за то, что меняли мою жизнь (и не всегда к лучшему)
а также всем остальным
ОТСЮДА с нежностью и благодарностью
ПОСВЯЩАЕТСЯ...
за то, что любили меня
Светлане Ивановой, Владимиру Губайловскому, Александру Уланову,
за то, что учили меня насчёт этого не обольщаться
Владимиру Путину, Джорджу Бушу и бен Ладену,
за то, что меняли мою жизнь (и не всегда к лучшему)
а также всем остальным
ОТСЮДА с нежностью и благодарностью
ПОСВЯЩАЕТСЯ...
Как я газеты и людей листаю,
вот так и ты меня
посмотришь на просвет:
и счастье есть,
и пошлости хватает.
Пощады нет.
Информационный повод
Но ты имей в виду: когда пожар в крови,
когда вокруг такая благодать,
а листопад такой что аж в глазах темно,
с кем быть (а с кем не быть),
кому принадлежать
мне ВСЁ РАВНО.
когда вокруг такая благодать,
а листопад такой что аж в глазах темно,
с кем быть (а с кем не быть),
кому принадлежать
мне ВСЁ РАВНО.
Как шрам любовь под бровью от стакана,
как след любовь на пальце от ожога,
всегда всего мне было мало, мало,
а оказалось слишком много, много.
Но я клянусь, что в жизни листопада
я не искал любви (я даже сил не тратил),
но я искал защиты и пощады,
а находил ещё одно объятье.
Жизнь, ты которая так часто пахнет кровью,
жизнь, ты, которая со мной пила украдкой,
ну, не было с тобой нам больно, больно,
а было нам с тобой так сладко, сладко.
Всё начиналось зябко и проточно,
а продолжалось грубо и наглядно,
а кончилось так яростно, так мощно,
так беспощадно.
Из разговоров лицом к лицу.
Меня спрашивают:
Почему Вы так часто пишете о сексе?
Я отвечаю (почти потрясённый): Я не пишу о сексе...
Ктото улыбается. Ктото пожимает плечьми.
А многие верят.
На тех, кто хочет меня [здравствуйте саша]
я смотрю с изумленьем.
На тех, кто не хочет меня [...............]
я смотрю с интересом.
И лишь на тебя
(тыто знаешь
какой я на самом деле:
утренний глупый горячий
почти никудышний)
так вот на тебя я смотрю
совсем подругому.
я смотрю с изумленьем.
На тех, кто не хочет меня [...............]
я смотрю с интересом.
И лишь на тебя
(тыто знаешь
какой я на самом деле:
утренний глупый горячий
почти никудышний)
так вот на тебя я смотрю
совсем подругому.
А тело пело и хотело жить,
и вот болит как может только тело.
Я научу мужчин о жизни говорить
бессмысленно, бесстыдно, откровенно.
И ржа, и золото, летящее с ветвей,
и хриплый голос мой, ушибленный любовью,
всё станет индульгенцией твоей,
твоим ущербом и твоим здоровьем.
И ты поймёшь что всё на свете есть,
что даже в этой каше, в круговерти
есть жизнь, есть жар, есть честь и жженье есть,
и этот жар, и жизнь,
и честь сильнее смерти.
Но также ты поймёшь,
как трудно говорить
с самим собой без лести и обмана,
что тело пело и хотело жить
непостоянно.
Как к самому себе теряя интерес,
оно лишь корчилось от лжи, любви и жженья,
как сразу сбросило любовь,
как лишний вес
без сожаленья.
И в эту яркость, в эту круговерть
как в сотый раз,
как в первый раз! запело
и захотело сбросить жар и смерть.
Но не успело.
Но я ещё прижмусь к тебе спиной
Но я ещё прижмусь к тебе спиной,
и в этой белой, смуглой колыбели
я, тот, который всех сильней с тобой,
я стану всех печальней и слабее...
А ты гордись, что в наши времена
горчайших яблок, поздних подозрений
тебе достался целый мир, и я,
и густорозовый
безвременник осенний.
Я развернусь лицом к тебе опять,
и полный нежности, тревоги и печали
скажу: «Не знали мы,
что значит погибать,
не знали мы, а вот теперь узнали».
И я скажу: «За эти времена,
за гулкость яблок и за вкус утраты
не как любовника
(как мать, как дочь, сестра!)
как современника утешь меня, как брата».
И я скажу тебе,
что я тебя люблю,
и я скажу тебе, что ты моё спасенье,
что мы погибли (я понятно говорю?),
но сдерживали гибель как умели.
Зарекалась свинья говно есть
Из разговоров за спиной.
Господи, какие же они все несчастные люди. Они обязаны рассказать о себе всё. Иначе их усилия напрасны.
Но ведь это уже обыкновенный стриптиз! Снимаются покровы, один, второй, третий. Нетерпеливый зритель ждёт. Ждёт и боится, что занавес упадёт раньше, чем стриптизёр разденется.
И это понятно.
Непонятно только бывает ли им когданибудь стыдно?
(Бывает.)
Господи, какие же они все несчастные люди. Они обязаны рассказать о себе всё. Иначе их усилия напрасны.
Но ведь это уже обыкновенный стриптиз! Снимаются покровы, один, второй, третий. Нетерпеливый зритель ждёт. Ждёт и боится, что занавес упадёт раньше, чем стриптизёр разденется.
И это понятно.
Непонятно только бывает ли им когданибудь стыдно?
(Бывает.)
Один мой знакомый сказал мне,
что формулы отрицанья
в моей речи похожи на формулы утвержденья.
Другой мой знакомый сказал мне,
что на все предложенья
я всегда отвечаю категоричным отказом...
Не уверен.
Не знаю.
Никогда не думал об этом.
Однако с тех пор
на все предложенья и просьбы
(вольныя
и невольныя,
личные и не очень)
ДА, отвечаю я, ДА, ДА, ДА, ДА!
ДА!
НЕТ!
(Не царское это дело.)
Как известно
я часто вижу во сне катастрофы.
Пронзённый оскорбительным страхом, я хватаю предметы,
детей (часто чужих), а про многих родных забываю...
Когданибудь ктонибудь пронзённый этим же страхом,
схватит (чтоб вынести) когото другого, но не меня.
Всё справедливо.
Кричи как шапка,
бывшая куницей,
скрипи во тьме как полинялый шкаф,
а что ты думал:
можно сохраниться?
себя на божий промысел отдав...
бывшая куницей,
скрипи во тьме как полинялый шкаф,
а что ты думал:
можно сохраниться?
себя на божий промысел отдав...
Ты ласкаешь меня как скаковую лошадь,
я же ласкаю тебя как весенние гроздья
(мну, как осенние гроздья
ртом, животом
и руками).
Ты же нас забиваешь,
как тёплые, мягкие гвозди.
Спасибо ещё
что гвозди.
...Сапогами бы,
сапогами...
Без названия
Любовь
то с нежностью,
то с грустью:
то поскребёт, то ковырнёт,
но не надейся не отпустит,
пока всю шкурку не сотрёт.
то с нежностью,
то с грустью:
то поскребёт, то ковырнёт,
но не надейся не отпустит,
пока всю шкурку не сотрёт.
Так безымянно погибает
но как достойно гибнет сад
ему плевать: он облетает,
он падает спиной назад.
Вот так и мне в моём блаженстве
(когда живот и жизнь поют!)
какая разница
как в детстве
тебя назвали и зовут.
Но эта гибель без названья
имеет множество причин,
чтоб мы в конце концов назвали
всех наших женщин и мужчин.
А то и нас
потом
попросят
(когда отшкурят и съедят),
а как фамилия не спросят.
Не захотят.
Из последних моих разговоров:
...Ну, да, говорю, надорвался
Ну, да говорю, совсем обалдел
Но ТЫТО чему радуешься?
ТЕБЕТО какая корысть?
а, говоришь,
радуешься бескорыстно...
нуну
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК!
(тот, который обдумывает письмо)
я сейчас покажу вам несколько мест,
которые можно занять,
и которые можно присвоить:
первое место ПИСАТЬ О СЕБЕ,
второе место ПИСАТЬ ДЛЯ СВОИХ,
третье ПИСАТЬ ДЛЯ ДРУГИХ И ДЛЯ ВСЕХ.
...правда, есть ещё один вариант:
ЕДИНСТВЕННЫЙ,
БЛАГОУХАННЫЙ,
НЕСРАВНЕННЫЙ,
но ЭТО место,
mal`tchik,
пока что ЗАНЯТО.
(тот, который обдумывает письмо)
я сейчас покажу вам несколько мест,
которые можно занять,
и которые можно присвоить:
первое место ПИСАТЬ О СЕБЕ,
второе место ПИСАТЬ ДЛЯ СВОИХ,
третье ПИСАТЬ ДЛЯ ДРУГИХ И ДЛЯ ВСЕХ.
...правда, есть ещё один вариант:
ЕДИНСТВЕННЫЙ,
БЛАГОУХАННЫЙ,
НЕСРАВНЕННЫЙ,
но ЭТО место,
mal`tchik,
пока что ЗАНЯТО.
Так неудобно жизнь во мне лежала,
что до сих пор
всё невпопад лежит:
все трогали меня она дрожала,
уже не трогают она ещё дрожит.
И, тем не менее пытаясь петь и жалить,
срывая голос,
выступленье, медь,
вообщето мы тебе не разрешали
на нашу смерть так пристально глядеть.
Что было мёдом обернулось жалом,
что было жалом сжалилось в груди:
вообщето мы тебя
предупреждали,
но если очень надо, на! гляди...
...О, я отлично помню как с экрана
живых людей, не знаю почему
поодиночке,
пачками,
попарно
(под фотовспышку Баха Иоганна)
поочередно сбрасывали в тьму.
Но также помню я как шла себе старуха,
вот именно не падала, а шла,
и было ей начхать
на ваших внуков.
Но даже в этом логика была...
А в этой дрожи, в этом исступленье
(всех наших жил
вдруг захотевших здесь
ещё продлить дрожанье и паденье!)
нет логики,
нет пользы,
нет спасенья.
А счастье есть.
Так постепенно
выкарабкиваясь изпод завалов
упорно, угрюмо я повторяю:
Искусство принадлежит народу.
Жизнь священна.
Стихи должны помогать людям жить.
Катарсис неизбежен.
Нас так учили.
А я всегда был первым учеником.
Вся моя пресловутая искренность
от нежелания подыскивать
тему для разговора.
Раньше в подобных случаях
я сразу ложился в постель.
Теперь говорю правду.
Хорошо это, плохо,
не мне судить.
Но людям НРАВИТСЯ.
от нежелания подыскивать
тему для разговора.
Раньше в подобных случаях
я сразу ложился в постель.
Теперь говорю правду.
Хорошо это, плохо,
не мне судить.
Но людям НРАВИТСЯ.
Я не кормил с руки литературу,
её бесстыжих и стыдливых птиц.
Я расписал себя как партитуру
желёз, ушибов, запахов, ресниц.
Как куст в луче прожектора кромешном
осенний, я изрядно видел тут,
откуда шапками растут стихотворенья,
(а многие вглубь шапками растут).
Я разыграл себя как карту, как спектакль
зерна в кармане, и что выше сил!
(нет, не моих! моих на много хватит)
я раскроил себя как ткань, как шёлк, как штапель
(однажды даже череп раскроил).
Я раскроил, а ты меня заштопал,
так просто наизнанку, напоказ,
чтоб легче было жить,
чтоб жизнь была по росту,
на вырост значит, вровень, в самый раз!
Я превратил себя
в паршивую канистру,
в бикфордов шнур, в бандитский Петербург.
Я заказал себя как столик, как убийство,
но както слишком громко, чересчур.
Я чересчур, а ты меня поправишь:
как позвонок жемчужный обновишь,
где было слишком много там убавишь,
где было слишком мало там прибавишь.
Но главное отпустишь и оставишь
(меня, меня! отпустишь и оставишь),
не выхватишь,
не станешь! не простишь...
Ожидание первого снега
Но мне! не нравится,
так поступать с тобой:
о, как ужасна жизнь мужского пола
ты всё ещё, а я уже живой,
ты всё как девочка, а я уже тяжёлый
(неповторимый, ласковый, тупой,
бессмысленный, ореховый, сосновый),
самоуверенный, как завуч средней школы,
нет, выпускник лесной воскресной школы,
её закончивший с медалью золотой.
так поступать с тобой:
о, как ужасна жизнь мужского пола
ты всё ещё, а я уже живой,
ты всё как девочка, а я уже тяжёлый
(неповторимый, ласковый, тупой,
бессмысленный, ореховый, сосновый),
самоуверенный, как завуч средней школы,
нет, выпускник лесной воскресной школы,
её закончивший с медалью золотой.
Любая женщина как свежая могила:
из снов, из родственников,
сладкого, детей...
Прости её. Она тебя любила.
А ты кормил здоровых лебедей.
Но детским призракам (я это точно знаю)
не достучаться им
до умного меня...
А ты их слышишь тёплая, тупая,
непоправимая как клумба, полынья.
Стихотворение простое, как объятье
гогочет, но не может говорить.
Но у мужчин зато
есть вечное занятье:
жён, как детей, из мрака выводить.
И каждый год крикливым, птичьим торгом
я занимаюсь в их живой груди:
ту женщину,
наевшуюся тортом,
от мук, пожалуйста, избавь и огради!
Все стихтворения
как руки, как объятья.
(...от пуха, перьев их прикрой меня двумя!)
Да, у мужчин другие есть занятья,
но нет других стихотворений у меня.
...Ты мне протягиваешь руку наудачу,
а я тебе дырявых лебедей.
Прости меня.
Я не пишу, я плачу
над беднойбедной девочкой моей...
ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ
...а теперь всё, что хочешь,
но только не эти «Итоги»,
и не этот политик с растрёпанными глазами,
и уж точно не эти солдаты,
солдаты в кровавой пыли,
но их,
кто простит их
за их некрасивые ноги
(и что я всё время суюсь со своими ногами?),
за их некрасивые ноги,
за красивые их сапоги.
но только не эти «Итоги»,
и не этот политик с растрёпанными глазами,
и уж точно не эти солдаты,
солдаты в кровавой пыли,
но их,
кто простит их
за их некрасивые ноги
(и что я всё время суюсь со своими ногами?),
за их некрасивые ноги,
за красивые их сапоги.
Ты тот, который ходит враскоряк,
потом потеет в нас,
потом лежит, как студень.
Я понял, что ты хочешь только так.
Но так не будет.
Нас не для этого просили не орать,
кормили сахаром, а накормили солью:
ни унижать людей,
ни бить, ни убивать
я не позволю.
О, этот алый, грубый, свежий сок,
он так летит, как яблоня в апреле!
(...а нам покажется: ещё один хлопок...)
Что, на подошвах, дядя?
Грязь, ссынок.
Да неужели...
Ну, встаньте же,
Архаров, Барсуков,
Воденников, Ершова,
Садретдинов,
Хохлова, Холомейцер, Хохляков,
Хмелёва, Яцуки... НЕВЫНОСИМО!
Ты вот где мне,
а я в твоих руках,
ты как желе (сидеть!..),
а я как батарея,
ты в замечательных сегодня сапогах
(все в замечательных сегодня сапогах!)
а я без них,
и я тебя сильнее.
Первый снег
Он делал всё с таким видом,
будто хотел сказать:
«...вот как щас подойду,
и как дам по башке этим микрофоном,
будет тебе и катарсис и катарсис
и всё, что захочешь...»
Однако на самом деле хотел он сказать совсем про другое.
«Место поэта, хотел он сказать, в рабочем строю,
место поэта в рабочем столе,
место поэта во мне и в тебе
ЖИЗНЬ ЗАЩИЩАЕТ твою и мою».
...И в этом смысле я с ним абсолютно согласен.
будто хотел сказать:
«...вот как щас подойду,
и как дам по башке этим микрофоном,
будет тебе и катарсис и катарсис
и всё, что захочешь...»
Однако на самом деле хотел он сказать совсем про другое.
«Место поэта, хотел он сказать, в рабочем строю,
место поэта в рабочем столе,
место поэта во мне и в тебе
ЖИЗНЬ ЗАЩИЩАЕТ твою и мою».
...И в этом смысле я с ним абсолютно согласен.
...а ктото ведь пытался жить
в моих стихах, в моих осинах.
А я всё спал в руках твоих
невыносимых.
Но надоело мне как раненая птица,
спасать птенцов, камлать как на войне
ведь я хочу ещё
тебе, тебе! присниться:
в очках и без очков в предельной наготе.
Ведь я и сам ещё хочу себя увидеть
без книг и без стихов (в них невозможно жить!).
Я это говорю,
не чтобы их обидеть,
а чтобы оскорбить.
Чтоб их ликующая, смешанная стая
обрушилась, упала (гогоча),
мне прям на голову
так чтоб меня не стало,
точней: не стало прежнего меня.
...Я это говорю, как водится,
раздельно,
понятно, образно, на русском языке.
Я это говорю
не для кого отдельно,
а всем конкретно, каждому, тебе!
Да, я хочу комунибудь присниться
в очках и без очков, без чёлки, в пиджаке,
как белый лист,
как чистая страница,
как первый снег в предельной простоте.
Вот будет номер! если (будто в детстве)
с открытым лбом
я вдруг пойму тогда,
что и одетому мне никуда не деться
от проступающего, как пятно, стыда.
...Но тут же!
негодующая стая
моих стихов,
простившая меня,
ты! защитишь меня,
со всех сторон сжимая,
вытягивая шеи,
выгибая
галдя, топча, калеча, гогоча...
__________________________
А снег летел до покрасненья
костяшек, пальцев, крыльев носа, глаз.
ЕЩЁ ВСЕГО ОДНО ПРИКОСНОВЕНЬЕ.
В ПОСЛЕДНИЙ РАЗ.
Как куст в луче прожектора, осенний,
я чувствую разлуку впереди.
ЕЩЁ ВСЕГО ОДНО СТИХОТВОРЕНЬЕ.
НЕ УХОДИ.
А кажется нельзя ещё теснее,
а кажется, ещё прочней нельзя...
ЕЩЁ ОДНО ТАКОЕ ПОТРЯСЕНЬЕ,
И ВСЁ И БАЦ! И БОЛЬШЕ НЕТ МЕНЯ.
Но размыкая руки, без сомненья,
я всё перенесу, но и запомню всё.
...ещё одно моё стихотворенье...
...ещё одно твоё прикосновенье...
...ещё одно такое потрясенье...
костяшек, пальцев, крыльев носа, глаз.
ЕЩЁ ВСЕГО ОДНО ПРИКОСНОВЕНЬЕ.
В ПОСЛЕДНИЙ РАЗ.
Как куст в луче прожектора, осенний,
я чувствую разлуку впереди.
ЕЩЁ ВСЕГО ОДНО СТИХОТВОРЕНЬЕ.
НЕ УХОДИ.
А кажется нельзя ещё теснее,
а кажется, ещё прочней нельзя...
ЕЩЁ ОДНО ТАКОЕ ПОТРЯСЕНЬЕ,
И ВСЁ И БАЦ! И БОЛЬШЕ НЕТ МЕНЯ.
Но размыкая руки, без сомненья,
я всё перенесу, но и запомню всё.
...ещё одно моё стихотворенье...
...ещё одно твоё прикосновенье...
...ещё одно такое потрясенье...
НУ, ВОТ И ВСЁ.