apokrif. ВОДЕННИКОВ, КАРП И ПИТЕР *** Была вчера в «Джао Да» на «Разговорчиках» с Дмитрием Воденниковым. Он прекрасен. Того, что он говорит и как говорит, для меня было бы достаточно и без стихов. Нет, понятно, что стихи это главное, но... Воденников это такой словесноповеденческий континуум, который в каждой своей части конгениален себе (ох, ну и завернула). Человекпроизведение искусства. Это, конечно, записывать надо. На видео. «...что такое победа? Вот я был на конкурсе в НьюЙорке. И смог проломить американскую публику. И победил одного поэта... в какомто смысле я его считаю учителем. Победил... ну, это как, знаете, когда Джулия Лэмберт достает красный платочек и им машет. Там было две примадонны. Только одна достала красный платочек. И этой примадонной был я. Ну вот, а потом... мы жили в Манхэттене, и я, собственно, так и не увидел НьюЙорк, не успел. И я проснулся на следующий день в шесть утра разница во времени, перелет... А по улице идут мужчины, женщины и все обувь несут в руках. То есть идут в кроссовках, а обувь в руках: женщины шпильки, мужики еще там чтото... И мне так хотелось пончиков! Пончики с яблоком... А я так плохо знаю английский! И у меня всего один доллар. То есть, больше, конечно, денег было, но потратить я мог один доллар... В общем, так я и не купил себе пончиков. А потом смотрю за мной идет негр. И тут я понимаю, что пора уже возвращаться... Ну, то есть, прошли те времена, когда я думал, что все меня хотят. Но тут... Он какойто обдолбанный что ли был... А еще я очень хотел увидеть океан. Это ведь совсем не то, что море. Даже по звуку: он звучит както более... мощно. Ну и не увидел я его. Только слышал. Так вот, победа. Пончиков себе не купил, чуть не напал негр и не увидел океана. Вот такая победа. И это очень похоже на жизнь вообще». Там было пронзительное про стихи как магию, заговор, стихи как способ помочь людям, про то, как выбираются варианты («человек вообще существо хитрое и ловкое; и вот у меня есть варианты какихто стихов, и я конечно хочу выбрать тот, который более гладкий, ну, по крайней мере, не тот, от которого мне самому стыдно, над которым публика гнусно хихикает, потому что слышит там какойто не тот смысл... и вот я хитрю, говорю сам себе: ну давай, пускай будет вот так, а? а? но пока не выберу тот вариант, от которого корчит, с которым невмоготу не успокоюсь; то есть вот когда ты довел до того состояния, когда понимаешь: это невозможно! с этим стыдно выйти на сцену! вот тогда значит ты написал стихи, понастоящему написал»), про стихи как блевоту мучительную, но очистительную, дающую успокоение, про стихи как отчетный документ, там отчетный («я удивляюсь иногда как люди меня читают, слушают? ведь при всем как бы разнообразии моих стихов они на самом деле очень однообразны, они об одном все; там обязательно должны быть рождение, смерть... они все по одной схеме... потому что я всегда думаю, что каждое может быть последним, и отчитываться мне придется им; а там ведь не отговоришься: ой, я не дописал, я планировать еще это и это там будут судить по последнему»). Было про невыносимую фальшь нашей общественной жизни и невыносимую правду жизни личной. Про то, как надо жить, чтоб быть любимым, и про то, как жить, умея жить так, чтоб быть любимым. На вопрос: «Как Вы думаете, жизнь игра или всё серьезно?» он ответил: «Ну конечно игра. Потому что никто до конца, до последнего не может очистить ее от лукавства, притворства, выдумки... и не надо, не надо очищать, потому что если даже добраться до голой правды, то... не надо до нее добираться, не надо ее выговаривать, потому что и невозможно, и... ну, близкихто надо пожалеть. Поэтому конечно игра, но я стараюсь, чтоб она была как можно более серьезной». Ужасно приблизительно я это передаю, ужасно. Но, в общем, впечатление было пронзительное. Именно вот такое, дваводном: прекрасный актер и невероятно естественный человек. Абсолютная игра и абсолютная правда. Ну, как и должно быть в случае большого актера, настоящей игры. И правильно проживаемой жизни. *** По наитию и под влиянием порыва после посещения вышеописанного мероприятия я приобрела в переходе свежего двухкилограммового карпа. Карп был прерасен почти так же, как Воденников. То есть насколько второй живой, трепетный, до такой степени, что это чутьчуть на грани правдоподобного (в начале вечера жаловался на то, какой он сегодня «вареный», а через минут десять уже так сверкал глазами и грохотал, что не верилось, что совсем недавно этот человек бессильно распластывался на столе), настолько первый был несомненно мертв, но... казалось стоит ему воды в ванну напустить, и его туда запустить шевельнет плавником, вильнет хвостом и... Глаз даже дорисовывал это движение, а рука дочувствовала. В общем, купила я карпа и теперь в отчаянии: у меня совершенно нет времени им заниматься и полный холодильник еды! А дать пропасть такому чуду это просто грех. Не знаю, что делать, в полном замешательстве. За вечер раза три доставала карпа из холодильника и носила на руках. В конце концов напомнила себе живописанную Анджелой Картер девочку из племени речных индейцев, у которой вместо куклы была рыба, завернутая во всякие красивые тряпочки, и девочка нянчила рыбу и играла с ней, пока та не начинала вонять; тогда рыбу меняли. Надеюсь, что моего карпа не ждет подобная участь. *** Мы всётаки взяли билеты в Питер. Мои планы на Новый год окончательно определились. (Исходный текст) |
|
![]() |