Я потому себе так много позволяю,
что подругому не могу.
что подругому не могу.
Из одного стихотворенья
1
Я помню: в детстве у меня была игра.
Так гуляя по даче или по пути на озеро я представлял себе, что некто, кто
больше и лучше меня, хочет узнать мое имя, но почемуто боится.
Тогда (вот она, детская логика) следуя прямо за мной, он начинает перебирать
имена: "Миша, Коля, Петя" (я всё как будто не слышу) и наконец: "Дима". Я
оборачиваюсь.
Какие странные порывы внезапных чувств бывают у некоторых субъектов!
2
Мне тоже мыли голову в грозу
(не помню почему,
но точно: мыли),
а мы с сестрой стояли на полу
и вот глазьми,
бесцветными, цветными,
как два врага, смотрели на себя
Мы никогда все это не любили.
Но почему все это помню я?
(не помню почему,
но точно: мыли),
а мы с сестрой стояли на полу
и вот глазьми,
бесцветными, цветными,
как два врага, смотрели на себя
Мы никогда все это не любили.
Но почему все это помню я?
Другая гроза. Папа, Юля, я. Папа за руку провожает нас в туалет.
По какимто интеллектуальным причинам (а ему всегото 30 лет) он говорит чудовищную вещь:
"Это чтобы сразу всех. Иначе кому вы нужны".
Юля руку выдергивает. Я же чувствую какойто неизъяснимый восторг.
Потом уже, прочитав "Драму на охоте", я понял, что это пошлость.
Но почему же тогда я чувствовал этот неизъяснимый восторг?
3
Когда мои стихи осыпятся во прах
(а это будет непременно,
и я хочу, чтоб вы об этом знали),
тогда,
на гениальных их костях
(вам это тоже неприятно?)
я встану сам,
своими же ногами,
но встану я
на собственных ногах.
Ну, пусть не самых лучших,
да, не первый,
(хотя и это, в сущности, неверно)
но это мой стишок,
мой грех,
мой стыд, мой прах.
4
Я еще в институте заметил обычная вещь для Достоевского: роман не начинается, пока не разразился скандал. Герои съезжаются, стягиваются в одну точку, но ничего не происходит.
Но вот появляется еще один. Искра вспыхивает. Скандал разгорается.
Это похоже на мои стихи. Обязательно надо сказать какуюнибудь гадость, чтобы они заработали.
[Мужчине из второго ряда
это кажется необязательным?
А вы попробуйте ]
Это тоже похоже на мои стихи.
5. Необходимое пояснение
Так вот поэзия не гейзер,
не газировка и не нож,
но если ты ее откроешь
(а фигли ты ее откроешь),
то ты сперва ее уронишь,
потом и сам туда утонешь,
потом, как в мерсе, поплывешь.
не газировка и не нож,
но если ты ее откроешь
(а фигли ты ее откроешь),
то ты сперва ее уронишь,
потом и сам туда утонешь,
потом, как в мерсе, поплывешь.
Поэт (а не человек, хотя и человек тоже) всю свою жизнь работает на Избранное.
В этом смысле сборники уже умерших поэтов производят весьма приятное впечатление. Может, потому, что там нет случайных стихов, а значит есть настоящий, выровненный сюжет. А может, по какойто другой причине.
Но в любом случае заметил я недавно жизнеутверждающие стихи в посмертных публикациях выглядят вообще крайне неубедительно.
6
А я еще империю любил
(она б любить меня не стала),
но вот когда она пропала
не по моей вине пропала
я никого не полюбил.
(она б любить меня не стала),
но вот когда она пропала
не по моей вине пропала
я никого не полюбил.
Я ничего еще не отдавал:
ни голову, ни родину, ни руку
ну может быть какойто смерти мелкой
[а может быть какойто смерти крупной],
я выпустил из рук горящей белкой
[я выронил ее купюрой круглой],
но я покрупному не отдавал.
Так пахнет ливнем летняя земля,
я не пойму, чего боялся я:
ну я умру, ну вы умрете,
ну отвернетесь от меня
какая разница.
Ведь как подумаешь, как непрерывна жизнь:
не перервать ее, не отложить
а все равно ж придется дальше жить.
Но если это так (а это точно так),
из этого всего:
из этой жизни мелкой
[а может быть, из этой жизни крупной],
из языка, запачканного ложью,
ну и, конечно, из меня, меня
я постараюсь сделать все, что можно,
но большего не требуй от меня.
7. Еще одно необходимое пояснение
Как известно, Мандельштам писал о "далеком" читателе. Не знаю, какой уж там читатель, не видел. Но когда я пишу, то у меня есть две цели, два адреса. О первом я и говорить здесь не собираюсь (это бессовестно), а второй это вы. Это не значит, что всех вас я тоже вижу. Но это значит, что всех вас я имею в виду.
Впрочем, и здесь есть одна червоточина.
Когда мне хлопают (а я люблю, когда мне хлопают), мне всегда хочется раскинуть руки. Вот так. Только я ни разу этого не делал, потому что боялся.
Но когданибудь я обещаю вам, закончив свое последнее стихотворение, я всетаки скажу себе: АП! и раскину руки.
8
И последнее.
Я веду за руку свою трехлетнюю племянницу, Полину. На ней красивое платье и она боится машин.
Я ей говорю: "Ничего не бойся я же с тобой". Она верит.
Тогда, впадая в педагогический раж, я добавляю:
"А чтобы быть совсем хорошей девочкой, какать, Поленька, ты всетаки должна на горшок".
Она (яростно и непримиримо): Никогда.
Я веду за руку свою трехлетнюю племянницу, Полину. На ней красивое платье и она боится машин.
Я ей говорю: "Ничего не бойся я же с тобой". Она верит.
Тогда, впадая в педагогический раж, я добавляю:
"А чтобы быть совсем хорошей девочкой, какать, Поленька, ты всетаки должна на горшок".
Она (яростно и непримиримо): Никогда.
А чтобы быть
еще любимей вами
(а это, кстати,
мне всегда хотелось,
но, видно, не сумел я лучше стать)
так вот
теперь вниманье, это важно:
я никогда
быть не хотел отважным,
но я хотел
смешить и ужасать,
смешить и ужасать,
вплоть до могилы.
во мне такая
Но, видно, есть меня сильнее
И мне ее придется испытать. АП!